Гиперконвергенция: говорим с лидерами рынка


Гиперконвергентные системы с каждым днём набирают всё больше популярности, отвоёвывая часть рынка у классических систем. Это признаёт и компания Gartner, которая выпустил отдельный квадрант, посвящённый HCI, выделив эти системы из раздела Integrated Systems. Лидером рынка стала по праву компания Nutanix, которая в большей степени и двигает рынок этих решений.
Мне захотелось устроить большое интервью с лидерами этого направления, но как оказалось на практике - не так уж и легко уместить несколько крупнейших вендоров на рынке в рамках одной статьи, да и для меня это было первым интервью и я понимаю, что это «не мой огород».
В связи с этим, интервью получилось в укороченном составе:
Роман Хмелевский, от компании Nutanix ответил на все мои вопросы и мы решили, что публикация этого материала в его блоге blog.in-a-nutshell.ru будет более разумна, там всё-таки больше заинтересованных лиц. Интервью с Романом доступно ссылке. А у меня под катом разместятся ответы от второго участника, моего давнего знакомого, Алексея Казьмина из компании Hewlett Packard Enterprise (HPE), который сейчас является менеджером по продукту SimpliVity, который HPE приобрела год назад и интегрировала в свою продуктовую линейку.

Что такое гиперконвергентные (HCI) инфраструктуры?
Мне ни разу не встречалось академическое определение этого термина, но по моим представлениям на рынке принято считать гиперконвергентной системой программно-аппаратный комплекс, включающий в себя вычислительные узлы и программно-определяемую систему хранения данных, в которой ПО превращает диски всех вычислительных узлов в единый кластер хранения. В дальнейшем к этому добавляются общая система управления, другие функции связанные с хранением данных и единая поддержка на все решение. Здесь и начинаются ключевые различия между производителями.
Чем они отличаются от конвергентных и от классических инфраструктур?
По моему мнению конвергентные системы - это системы, объединяющие несколько разнородных элементов классической ИТ-инфраструктуры (серверы, СХД, коммутация и т.д.) под визуально или в действительности единым управлением. Примером такой системы является HPE Converged System for SAP HANA, где аппаратный стек из многих компонентов предоставляется приложению как единое целое с помощью управляющей сисемы HPE OneVIew. Классическая инфраструктура - это просто набор компонентов, связывание которых в единый функционирующий комплекс зачастую - ручная операция.
В чем преимущества HCI инфраструктур?
Гиперконвергентные системы появились уже более 10 лет назад на одной из первых волн развития виртуализации и возможностей по уплотнению, консолидации ЦОДов, которые она дает. Тогда появились, например, системы HPE LeftHand, полностью отвечавшие определению HCI уже тогда, когда такого термина даже не существовало. В общем и целом, HCI дает пользователям возможность получить разнородные ресурсы в едином пуле, с которым удобно работать. Большинство забор по первичному развертыванию, интеграции со средствами управления и мониторинга, отказоустойчивости и оптимальной производительности берет на себя сама система. А HPE SimpliVity сейчас мы без сомнения называем наиболее полной ГКС, т.к. она включает в себя больше всего функций классических систем: серверы, оперативная СХД, система резервного копирования, система обеспечения катастрофоустойчивости, оптимизация каналов передачи данных между площадками и многое другое под реально единым управлением.
Каковы недостатки HCI инфраструктур?
Основным недостатком на данный момент можно назвать главный плюс еще в недавнем прошлом - привязанность к виртуальной среде. В отличии от компонуемых систем, единтвенным полноценным представителем которых до сих является HPE Synergy, гиперконвергентные системы не обладают функционалом глубокого управления смешанными средами, где к виртуализованным ресурсам добавляются физические и, например, контейниризованные. Поэтому я считаю, что со временем ГКС станут подмножеством ресурсов, управляемых через средства компонуемых систем (и это уже во многом реализовано в HPE Synergy).
Как они могут дополнять друг друга?
Уже сейчас в нашем опыте нет ни одного заказчика, который полностью перевел бы всю свою ИТ-инфраструктуру на гиперконвергентные системы. В каждом проекте мы видим стремление вписать их в существующие среды - неважно в головной ЦОД, где ГКС будут сосуществовать с уже имеющимися серверами, оперативными СХД и системами резервного копирования, или в филиалы, где ГКС может видимо заменить все "железки", но все равно будет обязана вписаться в общую канву систем контроля филиальной сети. Поэтому в HPE SimpiVity мы изначально стремимся дать заказчику все возможности, аппаратные и программные, вписаться в текущую и перспективную многозадачную инфраструктуру.
Каковы основные варианты использования?
Для HPE SimpliVity, как наиболее полнофункциональной ГКС, мы видим ключевые области применения в филиальных сетях (где эта система показывает уникальные преимущества), в хостинге различных выделенных сред заказчика (VDI, отраслевые приложения и базы данных для них, среды тестирования и разработки) и в полной консолидации небольших ЦОДов.
Какие преимущества получит заказчик при переходе от традиционной к HCI инфраструктуре?
Отвечу на примере проектов из двух зон применения HPE SimpliVity. В филиальной сети одного из наших заказчиков мы наблюдали отсутствие стандартизации оборудования и ПО на более 30 производственных площадок в России. При этом стэк приложений был вполне стандартным, поддающимся виртуализации и со схожими требованиями к инфраструктуре по производительности, защите данных и отказоустойчивости. Одной из главных сложностей была плохая связанность площадок между собой по нестабильным и очень дорогим спутниковым каналам. С HPE SimpliVIty мы смогли предложить решение, которое может обеспечить:

  • высокую отказоуйстойчивость на каждой площадке даже на минимальной двухузловой конфигурации (выход из строя 1 узла целиком и 1 накопителя в оставшемся узле)
  • стабильную производительность СХД на уровне нескольких тысяч IOPS
  • все функции под единым управлением, включая бэкап и восстановление
  • асинхронная связанность всех площадок между собой и с центром даже по каналу вчетверо более узкому, что влечет за собой очень большую экономию средств
  • реально единое управление из центра с минимальными требованиями к персоналу на местах

Для VDI, например, также очень удобным является встроенный функционал резервного копирования рабочих мест пользователей с очень высокой частотой (около 1 раза в 10 минут для любой машины), очень быстрое восстановление и возможность хранить десятки точек отката для каждого пользователя благодаря мощной аппаратной дедупликации и сжатию данных. Это все позволяет без труда решать такие тяжелые проблемы, как вирусы-шифровальщики (проще откатить рабочее место пользователя на бэкап получасовой давности, чем избавляться от вируса другими средствами), но решение даже простых вопросов пользователей ("я случайно удалил важный файл", "все работало, а теперь все не работает") с VDI на HPE SimpliVity можно полностью автоматизировать.
Что вызвало рост HCI?
Считаю, что влияние здесь оказало уже полное принятие виртуализации рынком, и все возрастающие потребности делать операции по обслуживанию и изменению ИТ быстрее и проще.
Какие проблемы несет устаревшая инфраструктура?
Прежде всего, это добавленная сложность: управления, обслуживания, решения проблем.
С каким проблемами чаще всегда сталкиваются заказчики при внедрении и использовании HCI решений?
Если решение предложено на основании анализа задачи заказчика и заказчик доверяет нам, как вендору, выполнять те немногочисленные сервисные процедуры, которые могут потребоваться в процессе эксплуатации, то решения HPE SimpliVity, например, всегда получают очень высокую оценку по удовлетворенности заказчика.
Является ли снижение совокупной стоимости владения ключевым фактором перехода к HCI?
Иногда да, а иногда, как в нашей практике с филиальными сетями, применение HPE SimpliVity становится практически безальтернативным и с чисто технологической точки зрения, когда заказчик получает возможность решать такие задачи, о которых раньше даже не думал.
Развитие каких технологий может увеличить спрос на HCI системы?
Прежде всего развитие самих этих систем и их интеграция в ИТ-окружение заказчиков.
Кто является основными игроками на этом рынке? На кого вы смотрите и ориентируетесь из конкурентов?
Мы в HPE всегда уверены, что соревнуемся прежде всего с самими собой, т.к. являемся лидером во всех больших сегментах рынка, в которых присутствуем. Если же ориентироватсья на данные аналитиков (например, IDC) на рынке сейчас основной интерес сосредоточен на решениях от VMware (инсталляции VSAN в различных вариантах).
На ваш взгляд - чем выделяется ваше решение среди конкурентов?
Прежде всего, HPE SimpliVity отличается высокой эффективностью работы с данными. В рамках одного решения собрано множество востребованных функций: удобное управление ресурсами, высокая отказоуйстойчивость, высокая эффективность хранения данных - они всегда хранятся и передаются в сжатом виде, встроенные бэкап и гео-репликация, предсказуемо высокая производительность.
Чем обусловлен выбор гипервизора, с которым работает ваша система?
На данный момент мы поддерживаем VMware vSphere, так как на него приходится львиная доля спроса от наших заказчиков. Не секрет, что ведется доработка и разработка и под другие версии гипервизоров.
Какие перспективы вашей системы в ближайшем будущем?
Развитие функциональных возможностей и расширение встраиваемости в различные среды заказчика.
Почему некоторые заказчики, задачи которых отлично укладываются в HCI остаются приверженцами традиционной архитектуры? Боязнь, что HCI это временный "хайп"? Сталкивались вы с такими заказчиками и удавалось ли их переубедить?
У HPE не стоит задача переубеждать заказчика и переводить его исключительно на использование HCI. Мы всегда стараемся погрузиться в задачу заказчика и понять какие наши продукты будут лучшим выбором для этой задачи. Конкретно по HCI мы сейчас видим все больше понимания и интереса к решению HPE SimpliVity от наших заказчиков и партнеров, которые сами зачастую приходят именно за этим решением.

Добавить комментарий